Постмодернизм представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в различных областях культуры, — философии, литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Мировоззренческой базой постмодернизма стало глубокое разочарование в идеологии исторического прогресса, сформулированной французскими просветителями XVIII в. и основанной на идее рационального переустройства общества и человека. Философы постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида) утверждают, что обещанное просветителями ХVIII в. осуществление общественной утопии обернулось кошмарами революций и тоталитаризма потому, что ориентировало человечество и личность на незыблемую иерархию ценностей, на некий духовный центр, нравственный абсолют. Философия постмодернизма исходит из установки, что именно ориентация на абсолют постоянно воспроизводит тоталитарные структуры и тоталитарное сознание.
Альтернативой ему может быть только плюрализм. В связи с этим постмодернизм трактуется в общем, виде как плюрализм и ориентация на фрагмент вместо целого. Естественно, что в каждом из искусств постмодернизм ориентирован на средства выражения, присущие данному виду искусства.
В архитектуре постмодернизм сформировался в США теоретически во второй половине 60-х гг., а в практике строительства к концу 70-х, объединив различных по творческим принципам и почерку мастеров. Объединившей их базой стало резкое отрицание Современного движения в качестве художественной системы, и в качестве творческой идеологии, претендующей на жизнестроительную общественно — преобразующую роль архитектуры.
Наиболее жёсткой критике постмодернисты подвергли такие основополагающие принципы Модернизма, как функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма. При всей прогрессивности рациональных установок функционализма, направленных на формирование здоровой городской среды и гигиенического массового жилища, в его идеологии впервые реальный заказчик был заменён «усредненным жителем», потребности которого архитектор заранее исследовал, оценил и учел в типовом проекте. Формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным.
Такой подход не учитывал объективную психологическую потребность человека в разнообразии внешних впечатлений и неизбежно порождал эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность.
Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США произошло не случайно. В отличии от европейского зодчества архитектура США не знала 10-20-летнего «антракта историзма». Наоборот, благодаря эмиграции в США в годы тоталиризма основателей и ведущих мастеров модернизма его развитие здесь оказалось непрерывным и достигло апогея — «интернационального стиля» в 1950-е гг. Естественно, что в Америке накопилась и наибольшая «эмоциональная усталость» от искусства модернизма, приведшая (временно) к его «эмоциональной девальвации». Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма — единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не в Европе.
Т.Г.Маклакова.